Икебана


ikebanaИскусство составления растительно-цветочных композиций – икебана – традиционно считается в Японии женской прерогативой. Однако мало кому известно, что в период зарождения этого искусства, более пятисот лет тому назад, занятие это было доступно только мужчинам-воинам, способствуя обретению душевного равновесия и уверенности в победе накануне предстоящего боя. Подлинными же первооткрывателями традиции создания цветочных композиций были буддийские монахи, принесшие это красивейшее из искусств в страну восходящего солнца из Китая.
Неудивительно поэтому, что самые первые композиции, составленные из цветов и листьев священного в буддизме лотоса, создавались для подношений изображениям и статуям Будды. Постепенно искусство икебаны завоевало большую популярность, и цветочные композиции начали применять в оформлении интерьеров по поводу различных торжеств. Состав композиции мог быть разным, но в нем неизменно должны были присутствовать три основных элемента, символизирующие Небо, Землю и Человека.
Отличие икебаны от других видов составления цветочных композиций состоит в том, что на равных правах с цветами в ней участвуют и менее яркая растительность – ветки, травы, листья. Все составленные в рамках этого искусства композиции отмечает неизменная сдержанность, что кажется удивительным на фоне огромного разнообразия растительного материала для аранжировки. Искусство мастеров по составлению икебаны состоит в умении отразить в каждой из композиций собственное настроение посредством доминирующего элемента, красота которого искусно подчеркивается другими цветочными собратьями.
Характерная для композиций икебаны сезонность мастерски передает прелесть природы в любом своем состоянии. Весенним элементом икебаны традиционно считаются ветви цветущей сакуры, глицинии или персика, а в осеннее время преобладают алые кленовые листья.
Основные направления аранжировки икебаны в современной Японии – это рикка, нагэирэ, сёка, морибана и свободный стиль.
Стиль “Рикка”, или «воздвигнутые цветы», будучи самым древним, уходит корнями в период возникновения в Японии буддизма. Высокие композиции именно этого стиля, размещенные в бронзовых вазах, возлагались к подножию статуй Будды. Правила построения композиции рикка в тот период отличались строгостью, но с утратой своего религиозного значения требования стали мягче, размеры – меньше, в формах ваз появилось разнообразие, и эти композиции получили доступ не только в храмы, но и в дома обеспеченных граждан. В современной Японии главным предназначением стиля рикка остается использование в религиозных ритуалах.
Отличительной особенностью стиля “Нагэирэ”, в переводе – «вбрасывание», является особое ощущение, создаваемое выполненными в рамках этого направления композициями. Кажется, что основной элемент вставлен в растительное сообщество безо всяких правил, между тем за этим труднодостижимым эффектом кроется огромная работа, призванная отразить внутреннее настроение и создать особенную атмосферу.
Стиль “Сёка”, соединяя в себе элементы двух направление – рикка и нагэирэ, характеризуется простотой и строгой выразительностью.
Стиль “Морибана” – это миниатюрный пейзаж, открывающий неограниченные возможности для творчества. Композиции этого стиля допускают использование пышных цветов и ярких аранжировок
“Дзюигата”, или свободный стиль, представлен всевозможными нетрадиционными композициями. В этом стиле допустимо применение любых материалов, благодаря чему возможен выход за рамки традиционных канонов.
Но независимо от стиля, любая икебана для японца – это нечто большее, чем просто украшение интерьера, исполненное значимости и символики. Поэтому и отношение к растительным композициям у жителей страны восходящего солнца неизменно трепетное: любуясь букетом, нужно встать на колени в отдалении от него и, слегка наклонившись, рассматривать композицию снизу вверх. Японец продемонстрирует верх неприличия, глядя на икебану сбоку или пытаясь заглянуть внутрь вазы.
Основными принципами составления икебаны были и остаются кажущиеся простота и незавершенность. Композиция неизменно должна вызывать ощущение непосредственности и спонтанности, за которыми скрывается обычно нелегкая работа подлинных мастеров.


Яндекс.Метрика Rambler's Top100