Кендо


Кендо (яп. 剣道, кендо:, «путь меча») – современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кендзюцу (яп. 剣術).

Кендо, как дисциплина, не ставит своей целью научиться убивать человека мечом, нет. Основная задача и цель кендо – формирование полноценной личности и твёрдого характера.

А, если подробно, то:

Через правильные и строгие тренировки:

  • Формировать разум и тело.
  • Развивать сильный дух.
  • Стремиться к совершенствованию искусства Кендо.
  • Высоко ценить человеческую вежливость и честь.
  • Быть искренним с другими.
  • Всегда совершенствовать себя.

Это позволит каждому:

  • Любить свое государство и общество.
  • Привносить свой вклад в развитие культуры.
  • Продвигать всё человечество к миру и процветанию.

В современной Японии кендо рассматривается, как один из видов спорта. Существует даже движение за включение кендо в программу Олимпийских игр.

Само название «кендо» была создано «Обществом воинской добродетели Великой Японии» (Дай Ниппон Бутокукай, 大日本武徳会), которое было основано в 1895 году с целью возродить самурайские традиции и укрепить «японский дух» среди молодёжи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах. Старое название «кэндзюцу», которое означало «техника меча», заменил более широкий и глубокий термин «кендо» – «путь меча».

Кендо

История возникновения Кендо.

Традиционные исторические хроники утверждают, что первый, кто популяризовал использование синая и защитного снаряжения был Наканиси Тюдзо Цугутакэ из школы фехтования «Наканиси итто-рю», когда он ввёл «соревновательные тренировки на бамбуковых палках» (синай утикоми кэйко) среди самураев, живших в Эдо (современный Токио), в эпоху Хорэки (1751-1763).

Но современные исследования ставят под вопрос это традиционное представление. Так что же на самом деле?

Действительно, Наканиси Тюдзо Цугутакэ писал труды, в которых продвигал соревновательные тренировки на синаях, как средство развития чувства времени, дистанции, скорости и силы. И весьма вероятно, что он также был первым инструктором в Эдо, кто применил эти тренировочные методы. Однако, за пределами Эдо дело обстояло иначе.

Дело в том, что соревнования на бамбуковых синаях впервые появились в деревенских районах среди… крестьян, которые хотели найти быстрый и безопасный способ соревноваться друг с другом. Подтверждение популярности боевых искусств среди крестьян можно найти, исследуя отчёты о соревнованиях по боевым искусствам, которые сохранились с 1840-х годов и далее. Исследования профессор Ватанабэ Итиро показали, что среди участников состязаний по фехтованию на территории нынешней префектуры Сайтама, представителей воинского сословия, т.е. самураев было… всего 6% от общего числа! А простолюдины же составляли около 80% от общего числа участников! Причём, абсолютное большинство происходило из Синдо мунэн-рюКогэн итто-рю и Рюго-рю – трёх деревенских традиций фехтования, которыми занимались преимущественно крестьяне.

Независимо от того, какую роль сыграл Наканиси Тюдзо Цугутакэ в развитии соревновательных тренировок на синаях, но одно бесспорно – после того, как он учредил подобную практику в Эдо, она стала чрезвычайно популярной и… чрезвычайно доходной.

Если раньше тренировки и соревнования проходили с использованием бокенов, мечей из плотных и твёрдых пород дерева, которыми не то что серьёзно изувечить, но и убить можно было, то соревнования на бамбуковых синаях снизили травматичность и позволили одновременно многим ученикам тренироваться в парах друг с другом без необходимости инструктору наблюдать за каждым. Инструкторы получили возможность брать в обучение больше учеников одновременно и, соответственно, больше зарабатывать. Число занимающихся в академиях боевых искусств в Эдо мгновенно увеличилось на многие порядки. Многие стали брать в обучение горожан – богатых торговцев и землевладельцев. А само фехтование приобрело черты популярного времяпрепровождения, а не только воинской подготовки или неоконфуцианской дисциплины.

В такой обстановке, академии боевых искусств в Эдо, которые предлагали соревновательные тренировки на синаях, стали известны в народе, как «академии Итто-рю» независимо от того, к какой традиции они принадлежали. Другими словами, сочетание «Итто-рю» стало сленговым обозначением всех стилей и школ соревнования на синаях. Постепенно такие соревнования стали называться «гэкикэн», или «гэккэн» (боевой меч). Таким образом, в народном сознании оказались связаны Итто-рю и гэккэн.

После того, как соревновательные тренировки на синаях стали популярными, публика стала оценивать академии боевых искусств на основании количества учеников, способных успешно выступать в состязаниях на синаях. Инструктора фехтования стали отказываться от отработки ката и тех техник, которые подчёркивались в таких тренировках. Вместо этого они стали уделять основное внимание разработке новых приёмов и методов тренировки, направленных на то, чтобы помочь ученикам добиваться успехов в соревнованиях. Победа стала основной целью. Любые приемы были разрешены. Интересно, что многие инструктора впервые разработали уколы одной рукой при помощи длинного и тонкого синая в манере, похожей на западное фехтование. В такой соревновательной обстановке ни один инструктор не был столь успешен, как Тиба Сюсаку Наримаса (1794-1855) из Хокусин итто-рю.

Кендо

Катода Хэйхатиро в своём «Хигаси асоби никки сё» (Дневник путешествия на восток) описывает серию матчей, в которых он и его попутчики участвовали в зале Тиба Сюсаку Наримаса. Катода и его друзья потерпели сокрушительное поражение от учеников Тиба, многие из которых использовали синаи 2-метровой длины для сметания противника с ног (аси барай). Но своим успехом ученики Тиба были обязаны не только своим длинным синаям. Тиба Сюсаку Наримаса разработал арсенал из 68 приёмов для поединков на синаях. Множество вариантов этого арсенала было записано учениками Тиба и распространялись в качестве ключа к успешному участию в соревнованиях. Таким образом, список Тиба из 68 приёмов с синаями заложил стандарт мастерства в соревнованиях на синаях с 1850-х по 1920-е годы и далее.

В 1868 году закончилось правление Токугава, и Япония приняла официальную политику модернизации и индустриализации. Все аспекты жизни общества изменились. Общенациональная система обязательного образования была учреждена в 1872 г., призыв крестьян на военную службу начался в 1873 году, а в 1876 г. вышел запрет на открытое ношение мечей гражданскими лицами. За исключением бандитов, полицейских и военных для большинства населения дуэли на мечах перестали быть реальной перспективой.

Такано Сасабуро

Такано Сасабуро

Для того, чтобы соревнования на бамбуковых палках сохранились, нужно было, чтобы они соответствовали нуждам людей в этом новом мире. В частности, нужны были новые методы групповых тренировок, упражнения для сбалансированного физического развития, основы гигиены, правила, запрещающие недопустимые приёмы, судьи, следящие за соблюдением правил, процедуры проведения соревнований, призванные обеспечить безопасность более слабых участников, спортивная этика и идеологическая программа, соответствующая политическим целям нового государства. В эту трансформацию оказались вовлечены многие, но максимальное влияние оказал Такано Сасабуро (1863-1950) из Оно-ха Итто-рю. Такано был инструктором в Токё сихан гакко (Токийском педагогическом колледже).

Кано Дзигоро

Кано Дзигоро

А директором этого колледжа был Кано Дзигоро (1860-1938) основатель школы Дзюдо . Именно здесь появилось первое в Японии отделение физической культуры, и это было первое учебное заведение, где готовили инструкторов боевых искусств для государственных школ. Такано Сасабуро взял 68 приёмов с синаями Тиба Сюсаку Наримаса и сократил их число до 50, модифицировав их для использования школьниками с относительно короткими синаями (которые, тем не менее, были длиннее, чем большинство стальных мечей). Такано Сасабуро разъяснял свою учебную программу в книгах «Кендо» (1915; переиздана в 1984), «Нихон кендо кёхан» («Руководство для преподавания японского кендо», 1920) и «Кендо кёхан» («Руководство для преподавания кендо», 1930; переиздана в 1993). Как видно по датам переиздания, учебники Такано изучают до наших дней.

После поражения Японии в 1945 году и её оккупации войсками союзников, публичное обучение кендо из-за его вовлечения в военную пропаганду и развитию в обществе японского национализма, было запрещено.

Кендо реабилитировали только в 1953 году, когда началась война в Корее. Сначала его переименовали в «фехтование на бамбуковых палках» (синай кёги) и разрешили преподавать только, если (говоря словами Министерства образования) его преподают «не как воинский путь (будо), а как атлетический спорт в той же манере, что и другие виды атлетического спорта».

Сасамори Дзюндзо

С этой целью снова стало необходимым разработать новые методы тренировок, новые правила, запрещающие недопустимые приёмы, новые процедуры проведения соревнований, новые нормы спортивного поведения и новая идеологическая программа, соответствующая демократическим политическим целям послевоенной эпохи. В проведении этих послевоенных преобразований никто не столь же доминирующую роль, как Такано Сасабуро до войны. (И на самом деле техника современного кендо состоит преимущественно из тех же 50 приёмов, которые Такано перенял у Тиба Сюсаку, хотя они были систематизированы, переименованы и преподаются по-новому.) Однако можно смело утверждать, что мало кто оказал такое же влияние, как Сасамори Дзюндзо (1886-1976 гг.) из «Оно-ха Итто-рю».

Сасамори был христианином, выпускником Университета Васэда (1910 г.). В 1915 году представлял Японию на мирной конференции в Вашингтоне, а потом учился в Университете Денвера (где получил степень доктора философии в 1927 году). В 1946 году Сасамори был избран в первое послевоенное правительство Японии, что говорит о том, что его идеологические взгляды были одобрены оккупационными властями. Сасамори стал президентом основанной им в 1950 году «Дзэн Нихон синай кёги рэнмэй» (Всеяпонской федерации фехтования на бамбуковых мечах). Всю свою послевоенную карьеру в правительстве и в высшем образовании он продвигал спортивное кендо, как социально полезную активность, совместимую с демократическим обществом. Кроме многочисленных книг по кендо, Сасамори написал в 1965 году книгу «Итто-рю гокуи» («Глубинные секреты Итто-рю»), в которой он приводит подробное (хоть и «официальное») изложение истории и техники Итто-рю. На сегодняшний день эта книга является, своего рода, Азбукой для всех, следующих «Путём меча».

Кендо сегодня

Схема нанесения ударов

Современное кендо далеко отошло от настоящего боя в сторону красоты и условностей. Засчитанный удар должен удовлетворять правилу «юко датоцу» («правильный, точный, эффективный»), соответствуя семи критериям:

1. Верное место.

2. Верная часть меча.

3. Верная сторона меча.

4. Концентрация.

5. Сохранение равновесия.

6. Могучий крик (киай).

7. Продолжение движения (проход).

Короче говоря, система, в уличной драке совершенно бесполезная, особенно это касается правила прохода, которое убивает здравый смысл на корню.

Когда старенького японца, великого мастера кендо, глупые гайдзины, начитавшиеся всякой печатной ерунды, спросили: “А правда, сихан, что матёрый кендока может схватить с земли ветку и разогнать толпу народа?”, учитель устало улыбнулся и ответил: “Нет, кендо – это путь духа”. А те ему: “А как же хулиганьё?”. А учитель в ответ: “Человек просветлённый в такие ситуации не попадает”.

По международным правилам поединок (сиай) ведется до двух очков (санбон-сёбу). Иппоном называют не чистую победу, как в дзюдо, а засчитанный удар (должен отвечать 7-ми критериям).

Разрешены удары двух типов.

Рубящий удар наносить можно:

  • в голову (мэн),
  • бок/корпус (до),
  • предплечье/запястье (котэ).

Единственный колющий удар можно только в горло (цуки). Цуки – самый жёсткий, сложный и опасный удар, которому обучают только опытных кендок.

Так как синай, не смотря на его относительную безопасность по сравнению с бокуто, всё-же остаётся оружием, в кендо принято применение доспехов – богу.

Богу

Части доспеха называются аналогично ударам – это шлем (мэн), нагрудник (до), рукавицы (котэ), а также тарэ – защитный пояс, прикрывающий нижнюю часть живота и бедра.

Синай

Синай

Мэн

Мэн

До

До

Котэ

Котэ

Тарэ

Тарэ

Бои в кендо длятся от 2 до 5 мин, при ничьей (0-0, 1-1) назначается овертайм (энтё, до 3 мин.). Ничьи (хикивакэ) вообще допустимы только в командных встречах, в личных дополнительное время дают по правилу «внезапной смерти», т.е. до первого удара или решение о победителе принимают судьи. За пассивность, запрещённый удар, подножку, толчок, неспортивное поведение, выход с площадки (дзёгай) – положено предупреждение (первое предупреждение – тюй, затем идут наказания – хансоку), за два фола –противнику присуждается одно очко.

Кендо Матч

Кроме личного зачёта проводятся командные матчи. Позиции пяти участников команды кендо канонизированы согласно построению военного отряда. От пятой позиции к первой места зовутся так:

5. Сэнпо – авангард, дальняя разведка;

4. Дзихо – дозорный, сигнальщик;

3. Тюкен – главные, основные силы;

2. Фукусё – второй по старшинству, заместитель командира;

1. Тайсё – командир, генерал.

Также в кэндо есть ката, то есть исполнение формальных упражнений без защитного костюма. В ката участвуют два человека: ученик сидати и учитель утидати. Учитель производит первый удар, ученик последний и закрепляет за собой тем самым победу.

Для прохождения аттестации в кэндо, помимо основных техник кэндо, необходимо сдавать экзамен и по кэндо ката. Иногда на самых младших уровнях ката сдавать не нужно.

Кэндо ката практикуются, чтобы изучить

  1. Правильные направления для датотсу (удары и уколы).
  2. Правильные интервалы между атаками.
  3. Правильные движения тела.
  4. Искренность, обязательно присущую всем боевым техникам.
  5. Развитие кигурай (чувства собственного достоинства).

В современной Японии, Кендо является обязательной дисциплиной у полицейских.

Posted in: Спорт on May 27th by Nightingale


Нет комментариев

RSS feed for comments on this post.


Яндекс.Метрика Rambler's Top100